ПЕРСОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Серия работ
Анна Франц и Media Lab Cyland
Видео в реальном времени, телевизоры,
старые предметы, видео, сенсоры движения.
2015

Серия «Личное пространство», мультимедийная инсталляция, созданная на основе собственного опыта автора, в 2015 г. была впервые показана в Государственном Эрмитаже. Серия состоит из интерактивных произведений, создающих иллюзию возможности парадоксального, вневременного пребывания личности в идеальном и исключительно собственном «персональном» пространстве из неодушевлённых предметов прошлого. Эти предметы хранят некую эмоциональную, ностальгическую информацию, которая, пропущенная через веб камеры и датчики, предстаёт волшебными воспоминаниями в режиме реального времени. Вошедшие в серию произведения становятся отчасти фантазией, а отчасти – инстинктивным погружением, сплетённым программированием и роботехникой.

В основе серии лежит одна очень актуальная проблема современного человека, художника – это проблема реализации его абсолютного права на бесконечную ностальгию, на сохранение личного культурного пространства и присущих ему предметов. Инновационным является и предложение художника о решении этой проблемы – коллективное воспроизводство личных воспоминаний и коллективное же воссоздание этого как будто бы личного пространства. Произведения серии строятся на виртуозном сочетании компьютерной интерактивности и «опредмеченности» экспозиции с актуальной проблемой самоизоляции человека, который в жёстких обстоятельствах современного миропорядка вновь выбирает любовь – к иррациональному миру старых предметов. Каждое произведение серии является в какой-то степени цитатой из классиков отечественной культуры, однако «маленький» человек, уходя, оставляет огромный мир воспоминаний.

Наталья Каменецкая
Перевод: Ирина Барскова

In English

ПРОСТРАНСТВО #2

Из серии Персональное пространство
Анна Франц и Media Lab Cyland
Програмирование видео, аудио, вата, предметы обихода.
2015

Принадлежит ли Вам тень, которую бросают ветки дерева на скамью, если Вы приходите в парк каждый день? Парадокс состоит в том, что она кажется своей, Вы к ней привыкли, сроднились и полюбили. Вы невольно стали тем источником, который отбрасывает свет. В отличие от безэмоционально «холодного» солнца, человек, полюбивший тень, излучает тепло – тепло не рациональное, не практическое, не поддающееся точному анализу и расчетам.

В «Других берегах» Набоков называл это «индивидуальной тайной»:

«С неизъяснимым замиранием смотрел я сквозь стекло на горсть далёких алмазных огней, которые переливались в чёрной мгле отдалённых холмов, а затем как бы соскользнули в бархатный карман. Впоследствии я раздавал такие драгоценности героям моих книг, чтобы как-нибудь отделаться от этого богатства».

НАДОЕДА

Из серии Персональное пространство
Анна Франц и Media Lab Cyland
Проектор, видеокамера, робот Румба, программирование, видео.
Программирование: Алексей Грачёв
2015

Из словаря Ожегова:
НАДО’ЕДА, -ы и НАДОЕДАЛА, -ы, м. и ж. (разг.). Человек, к-рый постоянно ~ет с чем-н., пристаёт к кому-н.

НАСТОЛЬНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ

Из серии Персональное пространство
Анна Франц, CYLAND MediaLab
Старые настольные лампы, нано проекторы,
видео, сенсоры движения
2015

Казалось бы, инсталляция из стола и настольных ламп художественной ценности не представляет. Однако, как это часто бывает с работами этой художницы, нам следует ожидать неожиданностей. Первым сюрпризом оказывается то, что когда мы включаем эти лампы, они проливают звук, а не только свет, а вторым – что свет оказывается кинокартинками. Поверхность стола оживает в виде видео-воспоминаний. По виду они нескончаемые – от романтического чтения стихов под звездным небом до прозаического вида на рельсы через просвет между вагонами движущегося поезда. Каждый из нас может отождествляться как минимум с одним подобным воспоминанием, но даже если это не так, эти настольные воспоминания теперь станут нашими собственными. Когда мы начинаем взаимодействовать с этой инсталляцией, мы ожидаем увидеть некое освещение. Вместо этого мы получаем некое просвещение. “Спасибо за эти воспоминания…”