Анонс выставки Анны Франц в галерее «Борей»

Традиционно, каждый декабрь на католическое Рождество в галерее «Борей» представляет свои видеопроекты медиа-художница Анна Франц. Она закончила Мухинское училище и очень давно живет в Нью-Йорке, на Манхеттене. Она успешный, состоявшийся человек и художник. По примеру других наших соотечественников за рубежом могла бы забыть и о Родине, и о городе, и о тех, кто здесь живет и занимается искусством, могла «отрясти,- как говорится, – прах с обуви своей». Но она этому примеру не последовала, прах с обуви отрясать не стала. Вряд ли кто-нибудь из частных лиц сделал для популяризации петербургского искусства больше, чем Аня. Одним из первых проектов, затеянных ею с искусствоведом Ольгой Томсон был сайт «Русский альбом», где были собраны все художники Санкт-Петербурга, в конце ХХ века тяготевшие в современному искусству. Затем последовал коллективный проект «Движущиеся объекты», показанный в рамках эпохальной выставки в Русском музее «Абстракция. ХХ век». Анна Франц организовывала в США выставки петербургских художников, собрала коллекцию современного русого искусства. Несколько лет вместе с Государственным Центром Современного искусства занимается организацией солидного смотра медиа-искусства «Киберфест», в этом году прошедшего в Эрмитаже.

В Нью-Йорке Анной Франц организована медиалаборатория «Cyland», проект, показанный в «Борее», носит название «Visionary Dreams (США) #3353-3357 by Anna Frants and Cyland Media Lab».
Выставка в галерее «Борей» небольшая: в каждом зале представлено по одному проекту, но формат отнюдь не исключает ни художественного качества, ни изящества выражения мысли, ни элегантности экспозиции. На мой взгляд, выставку можно назвать образцово- показательной – на ее примере можно учиться тому, как представлять современное искусство: безо всяких, столь любимых нашим народом псевдобарочных «наворотов», без назидательности, без политикантства, без шокинга и ударов ниже пояса, без желания все рассказать, все объяснить и потратить на это уйму художественных средств, а то, не дай бог, зритель не поймет. Проект подан минималистично, он представляет собой некий разговор вполголоса, ибо «имеющий уши, да услышит», а ушей не имеющий, скорее всего в «Борей» и не заглянет. Интересно в этой выставке то, что видеопроекции взаимосвязаны с материальными объектами, и таким и образом решается и проблема выставочного пространства, и неощутимость видео получает приятное вещественное подкрепление, некий базис, твердое основание.
В первом зале зрителей встречает загадочный фильм о руках. Видеоинсталляция названа просто: «Руки».
Во втором зале представлен проект под названием «Подъемник». По корявому рельсу со скрежетом движется видеопроектор, на стену идет проекция лифтовой шахты. В этой видеоинсталляции художница исследует тему тревоги, знакомой каждому, заходящему в кабину лифта. Хотим мы того, или нет, но в замкнутом пространстве кабины, похожей на шкаф для платьев, нас преследуют страхи: мы испытываем клаустрофобию – кто- то в большей степени, кто-то в меньшей, мы боимся застрять в замкнутом пространстве на длительное время, мы боимся, что оборвется какой-нибудь трос и мы рухнем в этом шкафу вниз. Так что повод для художественных размышлений Анна Франц выбрала вполне объективный.
В самом маленьком зале «Борея» к потолку подвешена колба старого телевизора. На экране изображения нет, он испускает слабое свечение. Сама художница комментирует эту инсталляцию следующим образом: «Совмещены две несовместимые технологии: аналоговая и цифровая. По экрану старой телевизионной трубки спускается пиксель.Он словно подчинен силе тяготения, той же, что действует на саму трубку, не падающую лишь потому, что подвешена к потолку. В данном случае устаревший , громоздкий и ультрасовременный элементы подчинены тому же закону, что и яблоко Ньютона». Эта инсталляция очень красива. Подвешенная трубка, покрытая каким-то составом вроде краски, похожим на коричневую кожу, или на тронутый ржавчиной металл, в первую очередь напоминает старинную лампу под абажуром, висевшую над обеденным столом в старой петербургской квартире.
В последней инсталляции, расположенной в дальнем зале, художницей использован мотив прыгающих акробатов Эдварда Майбриджа.
В целом выставка оставляет хорошее эстетическое послевкусие, и ощущение погружения в тишину и тайну, недаром она названа «Визуализация сна».

С.Азархи
27 декабря, 2011
www.artclubspb.ru / web.archive.org

In English